Собственная облачная единая система автоматизации (ЕСА) - одно из конкурентных преимуществ компании “ПиццаФабрика”. Она, как и любое современное программное обеспечение, требует постоянного контроля за качеством. Для данной цели в управляющей компании был создан отдел тестирования и качества. О работе отдела, а также о его взаимодействии с франчайзинговыми филиалами рассказывает руководитель направления тестирования и обеспечения качества Алексей Мартюков.
-Отдел тестирования и качества - какую работу он выполняет и какую роль играет в компании?
-Мы отвечаем за качество продукта, выпущенного отделом разработки компании “ПиццаФабрика”. То есть программисты создают продукт, а мы его тестируем перед выпуском в релиз. Во-первых, проверяем его работоспособность в реальных условиях - например, модуль кассы POS тестируем в ресторане на демо версии модуля. Во-вторых, проверяем внутренний код, интерфейс. Если все работает стабильно, выкатываем продукт на релиз. Роль тестирования в общем процессе весьма значительная - нельзя ничего выпускать на рынок без тестирования! Ведь даже колпачки для ручек проходят этот этап перед запуском, что же говорить о web-технологиях? Случаи, когда наш отдел находит “косяки” и возвращает продукт на доработку, отнюдь не редкость. И это нормально для такого уровня разработки, обычный рабочий процесс. Как видите, без тестировщиков в нашем деле никак.
-Сегодня ты руководитель направления тестирования и обеспечения качества. Но еще год назад твоего отдела и вовсе не существовало в компании “ПиццаФабрика”. Расскажи, как он сформировался и развивался?
-Все верно, нашему отделу всего год. В июле 2016 года я пришел на новую должность тестировщика и какое-то время работал один. Но компания в тот момент как раз начала очень активно расти, и уже скоро всем стала очевидна необходимость создания отдела тестирования, и мы набрали команду, которую предложили возглавить мне. Коллектив наш и сегодня продолжает расти в соответствии с ростом количества филиалов. У нас есть свои большие планы по развитию отдела, по улучшению работы с франчайзи. Например, планируем создание двух веток тестирования.
-Какую помощь отдел тестирования и качества оказывает новым франчайзи?
-Взаимодействие нашего отдела с новыми партнерами компании начинается еще до запуска предприятия. В первую очередь, мы готовим все необходимое оборудование к работе. К нам в офис привозят планшеты, компьютеры, кассу, а мы настраиваем на них единую систему автоматизации. Тестировщики занимаются функционалом - настраивают рабочие модули всех сотрудников. То есть в новый филиал мы отправляем уже полностью готовое к работе оборудование. Франчайзи не нужно ничего настраивать и создавать самостоятельно. Все подготовлено управляющей компанией. С недавнего времени наш отдел и я лично начали взаимодействовать с франчайзи еще в одном формате - обучение партнеров работе в ЕСА.
-Расскажи об обучении франчайзи. Как оно проходит и является ли обязательным?
-Обучением франчайзи, разумеется, мы занимались и ранее. Все показывали, рассказывали, объясняли функционал модулей системы. Но сейчас, начиная с филиала в Костроме, обучение стало централизованным и более структурно организованным. В Вологде был создан учебный класс, в котором руководящие сотрудники нового филиала проходит несколько курсов обучения, один из которых посвящен работе в ЕСА. Его в настоящее время провожу я. Нужно признать, что наша система автоматизации весьма масштабная и требует погружения в нюансы для того, чтобы запуск филиала не начался с каких-то технических трудностей.
Мы создаем демо-стенд из основного оборудования и на нем изучаем все рабочие модули. Постепенно, переходя от одного этапа обработки заказа к другому, “прокликивая” каждый модуль, мы изучаем весь путь прохождения заказа. Затем обучающиеся пробуют самостоятельно обработать заказ, практикуются и нарабатывают навыки, которые по приезду в свой филиал должны передать сотрудникам. Да, пройти обучение новые филиалы должны обязательно. Но вряд ли кто-то захотел бы отказаться от этого курса - он нужен для грамотной работы. В будущем обучением франчайзи займутся коучеры, поскольку сеть “ПиццаФабрика” растет и скоро филиалов будет гораздо больше, чем сегодня. Обучение будет занимать массу времени, которую я, как руководитель важного для компании направления, хотел бы тратить на свои первостепенные задачи.
-Какие твои первостепенные задачи?
-В первую очередь, организация работы всего отдела и контроль. Тестировщики проверяют новый IT-продукт или отдельный функционал, а я перепроверяю их работу, чтобы ничего не было упущено. Ни одно тестирование не проходит без моего участия. Во-вторых, сегодня компания “ПиццаФабрика” перешла на разработку по методологии scrum, и я выполняю роль scrum-мастера. Если простыми словами: есть команда разработчиков, перед ней стоит несколько задач, которые нужно выполнить за четко установленный срок - 2 недели, а scrum-мастер должен организовать эту работу грамотно и эффективно. Здесь я выполняют роль не руководителя, а скорее направляющего лидера.
-Назови три факта об Алексее Мартюкове, не касающиеся работы в “ПиццаФабрике”.
-Так… Я технарь до мозга костей. Мне 32. Я болею за команду “Глазго Рейнджерс”.