Отдел разработки за 7 лет жизни “ПиццаФабрики” претерпел немало изменений в своей структуре. Что мы с ним только не делали!:) Он то разделялся на подотделы или направления, то вновь укрупнялся, а в результате сейчас состоит из Scrum-команд. Но одно оставалось неизменным всегда - руководитель нашей команды разработчиков Сергей Грушин. Сегодня IT-директор “ПиццаФабрики”, а до 2016 года - руководитель технического отдела компании (в нем объединялись будущие отделы разработки, маркетинга, администрирования).
Техотдел компании 2014 год
IT-директор компании "ПиццаФабрика" Сергей Грушин
Рассказывать о формировании IT-отдела отдельно от развития нашей единой системы автоматизации (ЕСА) сложно, потому что она всегда задавала курс и продолжает это делать сегодня. Так первое расширение команды разработчиков произошло в 2014 году именно в связи с работой над системой. До этого времени у нас в штате было всего два веб-программиста, а в 2014 мы серьезно поменяли свои планы - решили развиваться по франшизе. Наши айтишники сразу заключили: для масштабирования нам нужна новая система автоматизации (к тому времени первая версия уже работала в наших предприятиях). Мы начали разрабатывать ее абсолютно “с нуля”, полностью под себя, а делать это силами двух разработчиков значило бы растянуть процесс на несколько лет. Требовалось подкрепление!
Сначала пригласили одного нового специалиста в команду, потом еще и еще… А к концу 2015 мы уже активно набирали сотрудников, потому что стало очевидно, что мы будем не только постоянно расширять функционал системы (а новые идеи мы подкидывали разработчикам постоянно), но и непрерывно обновлять текущий.
Немногочисленная команда разработки 2014 год
Отдел разработки 2018 год
2016 год - запускаем филиал в Рыбинске и на нем тестируем новую, полностью собственную облачную систему автоматизации. Наша крутая ЕСА начинает работать на реальном производстве, и формируются два новых IT-направления (которые вскоре выделяются в самостоятельные отделы) - тестирование и техподдержка. Первый проверяет и контролирует качество нашего ПО, второй - занимается поддержанием работоспособности системы, консультацией франчайзи по работе ЕСА.
Модуль повара во второй версии ЕСА
Вторая версия ЕСА дала крутые возможности контроля и управления
В это же время вырисовывается самостоятельный отдел системного администрирования, а внутри отдела разработки происходит деление на backend и frontend-разработчиков. Так некогда единый отдел “породил” сразу четыре новых: разработки, тестирования, техподдержки и администрирования. Впрочем, уже в 2017 начался обратный процесс! Возвращаем тестировщиков снова в отдел разработки, позже - объединяем системных администраторов и техподдержку (об этом, возможно, мы когда-нибудь поговорим отдельно).
Если говорить о настоящем, то сейчас мы перешли на двухмерную структуру - все разработчики делятся по-прежнему по направлениям frontend, backend и тестирование, плюс Сергей Грушин разбил всех специалистов на Scrum-команды. Углубляться в методологию Scrum в контексте данного поста смысла нет (об этом можно почитать в нашей группе Вк “ПиццаФабрика IT”), но, если охарактеризовать ее в двух словах: каждая команда сама планирует свою работу и выдает готовый продукт. Такая структура на сегодняшний день самая эффективная из всех, что мы успели протестировать!
Сегодня я попробовал “выжать” основные моменты из истории наших структурных экспериментов с IT-подразделением. Как видите, проб было сделано немало, но все они - это поиск оптимальной структуры. Структуры, которая позволяла бы нам работать максимально эффективно и создавать крутые сервисы в короткие сроки! Ждут ли отдел разработки еще какие-то метаморфозы? Думаю, да. Ведь все течет и изменяется, и мы всегда готовы подключиться к этим изменениям, чтобы стать еще лучше!